Замена масла и сопутствующая ей промывка масляной системы двигателя – проблема с которой регулярно сталкивается каждый автомобилист. При этом, одни считают, что при замене масла двигатель надо обязательно промывать промывочным маслом, другие — что это вредно, и надо пользоваться промывкой -«пятиминуткой», третьи считают, что лучше использовать «длинную» промывку. Кто-то считает, что промывать не надо никак, главное вовремя менять масло. объективно решить, что лучше сложно, поскольку это, во многом, зависит от состояния двигателя и качества использовавшегося масла. Однако есть общие положения, которые мы и предлагаем Вашему вниманию. Начнем, как обычно с конца.

  1. Главное – вовремя менять масло.

Тут надо – понять, что значит вовремя. Конечно, если использовать высококачественное масло и менять его каждые 5-7 тысяч км, то промывать двигатель не надо (если, конечно не случалось перегрева, заправки некачественным топливом, частых холодных пусков, продолжительного стояния в пробках и т. п.). Именно такой подход рекомендуют производители двигателей. При этом, правда, будет сливаться еще вполне работоспособное масло. Можно периодически оценивать состояние масла и менять его строго по показаниям, но тут нужна лаборатория. А если хот немного упустить момент замены – начнется образование отложений в масляной системе двигателя, поскольку смазывающие свойства масла еще сохранятся, а вот моющих может не хватить. Тогда после замены новое масло начнет смывать старую грязь и быстрее израсходует свой моющий потенциал. Со временем все равно придется промыть двигатель или еще чаще менять масло.

Итак, способ неплохой, но неэкономичный.

  1. Промывка промывочным маслом.

Главная проблема – качество промывочного масла. Обычно – это минеральное масло, содержащее из стандартного пакета присадок только моющие (возможно, в большей концентрации). Очистка двигателя происходит достаточно эффективно, но вот слить промывку из двигателя полностью непросто. В результате к новому, маслу подмешивается изрядное количество (до литра) использованной промывки. Современная синтетика такого варварства не переживет и отреагирует резким снижением качества. В идеале, стоило бы промыть двигатель тем же маслом, на котором он работает, но это не экономично. Еще одним недостатком можно считать продолжительность такой процедуры: слив старого масла, заливка промывочного, обкатка, повторная замена масла. Лучше уж просто чаще менять масло.

В итоге: способ, как минимум, сомнительный.

  1. Использование промывочных препаратов.

Мы не случайно объединили «длинные» промывки и «пятиминутки» в один раздел. Главная проблема промывок – баланс между моющей способностью и химической агрессивностью. Понятно, что препараты, способные растворить вместе с лаковыми отложениями еще и резиновые прокладки в двигатель лить нельзя. Некоторые производители промывочных препаратов используют поверхностно-активные вещества, отслаивающие загрязнения. В результате, в масле оказываются крупные фрагменты загрязнений, способные забить фильтр или даже закупорить масляные каналы в двигателе. Такими препаратами пользоваться тоже не стоит. Качественные промывки должны не только мягко и безопасно растворять все имеющиеся в двигателе загрязнения, но и обеспечивать при этом их надежное взвешивание в масле. Более того, лучшие из них еще и создают на поверхностях масляной системы защитные пленки, не допускающие образования новых отложений. Такие промывки, аналогичные по сути штатным моющим присадкам, совместимы с любыми маслами, так что небольшой остаток препарата в масле после замены не ухудшит его характеристик.

Итог: При правильном выборе препарата обеспечивается не только очистка двигателя, но и защита его от новых загрязнений.

  1. Особый случай.

Как это не странно, промывочные препараты лучше не использовать, когда двигатель и масло содержат очень много загрязнений (например, при сильном продолжительном перегреве, использовании низкокачественного масла, несвоевременной замене масла и т. п.). В этом случае при использовании промывочных препаратов в масле окажется столько грязи, что его смазывающие свойства могут стать недостаточными. В таком случае лучше слить старое масло, после чего промыть двигатель, добавив уже в новое масло (которое так же придется заменить) промывочный препарат. В этом случае затраты на двойную промывку лишними не окажутся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На наш взгляд наиболее эффективным и экономичным является использование при замене масла промывочных препаратов, таких, например, как ПВК «НИОЙЛ». Это позволит наиболее полно очистить двигатель, а так же увеличить срок службы масла и ресурс самого двигателя.

Хотя решать, конечно же, Вам.